Проектирование и строительство трамвайных путей имеют ряд особенностей. Чаще всего, им сопутствуют стеснённые местные условия, наличие близко расположенной жилой застройки, множества инженерных коммуникаций, зданий и сооружений городского транспорта, включая наклонные тоннели и станции метрополитена. В таких условиях поиск оптимальных проектных решений зачастую требует нестандартного подхода и особо тщательного расчетного обоснования.
По трамвайной тематике АО «ЛенГипрострой» участвовало в проектировании 4-х объектов, в том числе:
1. Создание, реконструкция трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Этап строительства 2.2. Строительство трамвайного участка № 1 по пр. Косыгина (в границах от Уткина пер. до ул. Передовиков). Этап II;
2. Строительство линии рельсового скоростного пассажирского транспорта по направлению Видное – Бутово – Щербинка – Москва. Первая очередь – участок от железнодорожной станции Бутово до северного выезда мкр. Боброво;
3. Создание и использование (эксплуатация) трамвайной сети по маршруту: г. Петергоф ‒ станция метро «Кировский завод» («Путиловская») на территории Санкт-Петербурга». Технико-экономическое обоснование. Раздел «Конструкция верхнего строения пути. Трамвайное депо» (заказчик – АО «Институт Гипростроймост» — Санкт-Петербург);
4. Строительство завода по производству низкопольных трамваев» (на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода в г. Санкт-Петербурге).
Особенностью проекта двухпутного трамвайного участка на пр. Косыгина, полной длиной 4,0 км, являются сложные геологические условия ‒ наличие мощного слоя торфа и др., а также пересечения в плане с перекрытием подземного этажа Ладожского вокзала и наклонным ходом с эскалаторным тоннелем станции метро «Ладожская». По результатам оценки местных условий и расчетного обоснования была применена нестандартная (безбалластная) конструкция верхнего строения пути на монолитной железобетонной плите в сочетании с вдавливаемыми сваями. В рамках проекта были решены все вопросы, связанные с инфраструктурой, обеспечивающей эксплуатацию трамвайных путей: контактная сеть, энергоснабжение, включая светофорные объекты, посадочные площадки, пассажирский павильон, водоотведение, сети связи, в том числе системы информирования пассажиров, оплаты и контроля проезда, видеонаблюдения, охранная сигнализация.
Проект скоростного трамвая по направлению Видное – Бутово – Щербинка – Москва общей длиной 17,7 км отличается большим количеством искусственных сооружений с несущими конструкциями индивидуальной проектировки, в том числе: путепровод над автодорогой федерального значения М-2 «Крым» полной длиной 142,0 м; путепровод над автодорогой регионального значения «Варшавское шоссе» полной длиной 233,7 м; эстакадный участок полной длиной 1452,7 м. Пролётные строения путепроводов и эстакады приняты балочно-неразрезной системы, с пролётами от 30 до 200 м, из монолитного предварительно напряженного железобетона. Опоры – на свайных фундаментах. Размещение трамвайной линии было принято на земельных участках в границах двух субъектов РФ: г. Москва и Московская область. По ряду причин проект не был реализован.
Отличительной особенностью проектных решений по продлению участка трамвайной линии ст. метро «Кировский завод» ‒ ул. Десантников до Балтийского бульвара и далее – до ул. Адмирала Черокова (с перспективой продления до ул. Разводная в Новом Петергофе) явилась необходимость принятия конструктивных мер по снижению шума и вибрации в местах размещения трассы вблизи зданий жилой застройки и на искусственных сооружениях. На основе анализа и оценки наиболее эффективных решений, применяемых в мировой и отечественной практике, для данного участка была предложена безбалластная конструкция пути, аналогичная применённой при строительстве тоннеля под Ла-Маншем, Готардского тоннеля в Швейцарии и тоннелей на ж.-д. участке Адлер – Красная Поляна в России, адаптированная под трамвайные пути.
Значительное снижение уровня вибрационного воздействия позволяет существенно повысить долговечность несущих конструкций и снизить шум от проходящего подвижного состава, что особенно актуально в городских условиях, при наличии жилой застройки вблизи путей. Проектными решениями было предусмотрено также строительство эксплуатационного депо на 25 ед. трёхсекционных трамваев, на земельном участке, расположенном западнее ул. Адмирала Черокова.
По проекту завода низкопольных трамваев реализовано строительство двух новых производственных цехов общей площадью 16,8 тыс. кв. м с современным оборудованием. Модернизированы существующие инженерные системы и путевое развитие Октябрьского электровагоноремонтного завода, обеспечивающие работу новых цехов. Производственная мощность завода по выпуску трёхсекционных трамваев – до 120 шт. в год.